Консультация для родителей:
«Зачем детям сказки?»
Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.
Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки?
Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.
Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.
Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.
Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.
Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.
Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.
Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.
С какого возраста читать ребенку сказки?
Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.
Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.
Читаем сказку в сотый раз…
Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.
С чем это связано и нужно ли с этим бороться?
Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.
Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.
Обсуждение прочитанной сказки
Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.
Правильно выбираем ребенку сказки
Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.
С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.
С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.
С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.
Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.
Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.
Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!
В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)
Айболит (взрослый)
Зайцы
Медведи
Мыши
Бабочки
Соловей и Соловьиха
Ёж
Материалы и оборудование: макеты деревьев, костюмы героев, атрибуты для показа сказки, аудиозаписи для выхода героев.
Вед: Ветер спел и вдаль умчался
В лес осенний, лес пустой…
Вот сквозь облако прорвался
Лучик солнца золотой,
Осветил в лесу дорожку,
Что к полянке нас ведет,
Белый дом с большим окошком…
Знаете, кто там живет?
На полянку мы заглянем,
Про жильцов мы все узнаем!
Публикация «Сценарий спектакля „Айболит на новый лад“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Сказки на новый лад
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Чуковский. Сценарии развлечений
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Сценарии развлечений
- Темочки
(занавес открывается Айболит сидит и вздыхает)
Вед: Бедный доктор Айболит!
У окна сидит, грустит.
Бедный доктор Айболит!
И не ест он, и не спит,
Лишь вздыхает тяжко…
Жаль его бедняжку!
(к Айболиту) Что с тобою, Айболит?
Айболит : У меня душа болит!
Вед: Не пойму я, почему?
Айболит : Я не нужен никому!
Я все лето просидел,
Все глаза я проглядел,
Не идет ли пациент?
Не было его и нет!
Не пришла ко мне лечиться
Ни корова, ни волчица,
Ни жучок, ни паучок,
Ни медведица.
Этак все могу забыть,
Разучусь зверей лечить,
Мне, что я ветеринар –
И не верится!
Надо видно, уезжать,
Место жительства менять!
Вед: Нет, не надо! Погоди!
Сам ты, доктор, посуди –
Лето звери загорали,
Много бегали, играли,
Плавали, резвились,
Вот и закалились!
Перестали все болеть!
Ну чего еще хотеть?
Айболит :
Это все, конечно, верно…
Но и без работы скверно! (стук в дверь)
1. Массаж "Был у зайки огород"
Вед: Времени для грусти нет!
К вам стучится пациент! (зайчиха с зайчатами)
Это прибежала зайчиха!
Зайчиха:
«Ай, Ай! Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Вед: И сказал Айболит
Айболит : «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха – мать
Тоже пошла танцевать,
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
ВЕСЕЛЯТСЯ
Айболит : (к зайчатам)
Так! Дышите! Не дышите!
Так, язык мне покажите!
Суньте градусник под мышку,
Да не бойтесь вы глупышки!
Просто осень наступила,
Всё вокруг переменила -
Вот и листья пожелтели,
И рябинки покраснели.
Скоро снег на землю ляжет,
И тогда вам каждый скажет:
Серым зайчикам - беда,
Им не скрыться никуда
Чтобы спрятаться в лесу,
Волка обмануть, лису,
Зайцам надо цвет менять,
Надо зайцу белым стать!
Ведь когда придет зима,
Станут белыми дома,
И деревья и кусты,
Должны быть белыми и вы!
Заяц: Значит, можем мы резвиться,
Песни петь и веселиться!
Айболит : Можно петь и танцевать,
Кувыркаться и играть!
ПОЮТ С ЛОЖКАМИ
2. Пальчиковая гимнастика с платочками «Медведь»
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним, пальцем в кулак)
Все бока свои помял,
Эй скорее на подмогу
Мишка, кажется, застрял (после последних слов с силой вытянуть платочек из кулака)
(стук в дверь)
Вед: Сейчас посмотрим, что за зверь
Постучался в эту дверь!
(появляются медведи)
Мед: Здравствуй, доктор Айболит!
Айболит : Что у вас, друзья, болит?
Мед: Лапы чешутся у нас – это раз!
И все время лезут в рот! Вот!
И кружится голова – это два!
И все время зевается…
И глаза закрываются… - это три!
Вместе: Ты нас, доктор, полечи!
Айболит : Так. Дышите - не дышите!
И за палочкой смотрите! (водит молоточком перед глазами)
Ну-ка лапы протяните…
По прямой теперь пройдите.
Сядьте. Встаньте. Повернитесь!
Так. Пониже наклонитесь…
Что ж, здоровы вы, друзья!
Вот вам объяснения!
Просто осень наступила
Все вокруг переменила –
Вот и листья пожелтели,
И рябинки покраснели.
Скоро снег на землю ляжет,
И тогда вам каждый скажет:
Вам, медведям, надо спать,
Лапу до весны сосать!
Так что надо не забыть
Перед сном вам лапы мыть!
Мед: Это значит, доктор, мы
В се здоровы? Не больны?
ИГРА НА МУЗИНСТРУМЕНТАХ
(стук в дверь)
3. МЫШКА (с игрушкой и пуговицами)
Мышка зёрнышко нашла (на пальце игрушка, в кулаке пуговицы)
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки :
Мышонку - с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой. (перекладывать по одной пуговице в другой кулак)
Для большого толстяка –
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой (переложить пуговицы обратно)
Айболит : Дверь открыта! Заходите!
(Вносят мышку)
Айболит : Осторожнее несите!
Большая мышь: Здравствуй, доктор Айболит!
Наша мышка – инвалид!
Мышка: Поработала немножко –
Заболели обе ножки!
Видно, я, когда упала,
Сразу две себе сломала!
Айболит : Ничего я не пойму!
Ты упала! Почему!
Большая мышь: Виновата, доктор, репка,
Что сидела в грядке крепко!
Айболит : Да… история занятна…
Ну, теперь мне все понятно!
Мышка, ты здоровая,
Ты пока не хворая.
Просто летом много ела
И конечно, растолстела.
Твои мышцы ослабели,
Двигаются еле – ели!
Чтоб здоровою остаться,
Надо спортом заниматься,
Или просто танцевать!
ТАНЕЦ-ИГРА
(стук в дверь)
4. Пальчиковая «Бабочки». (с «узловкой», веревка, на ней узлы – перебирать)
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать, не сосчитать!
За день, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.
Айболит : Кто пожаловал теперь?
Заходи, открыта дверь!
(появляются бабочки и вносят «куколку»)
Бабочка: Над поляной мы летали,
В хороводе танцевали,
Смотрим, а она лежит
И на солнышке блестит!
Разбудить ее хотели –
И толкали, и галдели,
Но она лежит, молчит,
Не ползет и не шалит!
Что случилось с гусеницей?
Может надо ей в больницу?
Может, у нее инфекция?
Может, нужно дезинфекцию?
Айболит : Тише, тише, не шумите,
Вы мне лучше помогите…
(сантиметром измеряет куколку)
Рост нормальный… Толщина…
Это куколка – она,
Безусловно, не больна!
Просто осень наступила,
Все вокруг переменила.
Стали куколками гусеницы,
Выйдут бабочки – капустницы.
Скоро куколка проснется,
Бабочкою обернется!
Вот смотрите, начинается!
Куколка – то просыпается!
ТАНЕЦ «КУКОЛКИ И БАБОЧЕК»
(стук в дверь)
5. Пальчиковая «Перелетные птицы» (с кольцом)
Птицы перелетные
В стаи собираются, (изображают кистями птицу)
В края тёплые летят,
До весны прощаются. (сжимают пальцы рук в кулаки)
Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят, (птица)
Здесь замёрзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдётся им еда.
Голос соловья:
Я хочу попасть к врачу,
Можно я сюда влечу?
(влетает соловей и соловьиха)
Соловей:
Здравствуй, здравствуй, милый врач!
Горе у меня хоть плач!
Доктор, я ведь музыкант,
Говорят, что есть талант!
Голос у меня такой-
Позавидует любой!
Всю вену я распевал,
Всю округу развлекал!
Соловьиха: А потом птенцы родились,
Песни сразу позабылись!
Начал мошек он ловить,
Чтоб птенцов своих кормить.
Ведь когда в желудке пусто –
Тут уж всем не до искусства!
Соловей: Долго я не пел. Все лето
Клюв не раскрывал!
Не подозревал при этом,
Что голос мой пропал!
Не звучит не «до» ни «фа»!
Это катастрофа!
Без искусства мне не жить!
Как мне горлышко лечить?
Айболит : Ну-с, пошире клюв открой…
Ноту «фа» теперь мне спой…
Горло чуть воспалено,
Но поправиться оно!
Если вы хотите петь-
Надо вам на юг лететь!
Там погреетесь на солнышке,
Прополощите там горлышко,
Фруктов поклюете,
Снова запоете!
Ну, а раннею весной
Прилетите петь домой!
Соловьиха: Получается, весь гот
Песен не услышу?
Кто же мне теперь споет? (плачет)
СОЛОВЬИХА ПОЁТ
Айболит : Что вы! Тише! Тише!
Мы ребят сейчас попросим. (к детям)
Спойте нам, друзья про осень!
ПЕСНЯ.
Соловьи: Вот спасибо, детвора!
А теперь лететь пора! (улетают)
(входит ёж)
6. Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су-Джок между ладонями).
Ё ж: Здравствуй, доктор Айболит!
У меня радикулит!
Много тяжестей тащил,
Видно спину повредил!
Хочется свернуться мне в клубок
И залечь в укромный уголок!
Айболит : Ну-ка, ёжик, спинку
К свету поверни.
Потихоньку лапки к верху подними.
Покрути – ка вправо – влево головой…
Ну, теперь мне, Ёжик, ясно,
Что с тобой!
Это осень наступила,
Все вокруг переменила.
Скоро снег на землю ляжет.
И тогда, вам всякий скажет,
Ёж колючий в теплой норке
Под березой и под елкой
Спинку в листья завернет,
Сладко до весны заснет!
А пока что надо больше отдыхать!
Ё ж: Не могу! Грибы мне надо собирать!
? : Ёжик, мы тебе поможем,
Соберем, в корзину сложим
И лисичек, и опят
Для тебя и для ежат!
7. Тема «Грибы»
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
(Дети катают карандаш).
Удивляется мой друг. «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны)
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
(Поочередно надавливают карандашом на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
ИГРА
Айболит : (пишет на бланках)
Пациентов много так!
Всех и не учесть.
Похудею скоро так –
Некогда поесть!
(входят все пациенты)
Айболит : Что случилось! Неужели
Все вы снова заболели?
Медведь: Милый доктор!
Мы здоровы!
А к тебе пришли мы снова,
Чтоб вручить бочонок меда
От медвежьего народа! (отдает мёд)
Заяц: Ты нам, доктор,
Так помог!
Мы спекли тебе пирог!
Он капустный, очень вкусный! (вручает пирог)
Ё ж: А вот пирог с грибами,
Пекли с ежихой сами! (вручает пирог)
Соловьи: А у нас прими корзину
С черноплодною рябиной! (вручает)
Бабочки: Вот осенние цветы,
Их на стол поставишь ты!
Айболит : Ах! Спасибо вам, друзья!
Так сегодня счастлив я!
Осень – это так чудесно,
Это вкусно и полезно!
И не скучно, не уныло,
И вокруг все так красиво,
Осень – чудная пора!
Угощайтесь, детвора!
Конец
Комментариев нет:
Отправить комментарий