«Что такое природа? Живая и неживая природа».
Цель занятия: дать ребёнку понять, что природа — это наш общий дом.
Задачи:
Научить ребёнка отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.
Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы).
Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Опытническим путём закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.
Конспект занятия «Путешествие в мир природы» во второй младшей группе
Цель: Воспитывать в детях патриотические чувства через любовь к природе, формировать бережное отношение к обитателям живой природы.
Программное содержание:
1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных, деревьях и птицах. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новым деревом (клён), новой птицей (клёст).
2. Развивающая. Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении звуков.
3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру.
Предшествующая работа:
• Рисование животных по трафаретам.
• Игры-перевоплощения в животных.
• Дидактическая игра «Кто где живет?»
• Лепка животных из пластилина.
•Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух»
• Русские народные потешки и загадки о животных.
Ход занятия :
1. Вводная часть (сюрпризный момент)
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на лавочках в приёмной.
В: Здравствуйте, ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, а теперь давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх),
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг),
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета наша- Земля! (Описать большой круг над головой)
В: Ребята, с чем мы сейчас поздоровались?
Ответы детей
В; Солнце, небо, земля- все это мы назовём одним словом «Природа».
Природа- это наш дом, в котором мы живем, дома дует вентилятор, а в природе- ветер, дома у нас есть душ, а в природе дождь, дома - лампа, а в природе - солнце, дома нас греет батарея, а в природе- солнце, дома - холодно в холодильнике, а в природе- зимой на улице. (Дети отвечают). Значит, природа- это тоже наш дом.
Прилетает сорока, приносит письмо.
В: Ребята, кто это к нам прилетел?
Ответы детей
В: Ребята, это письмо нам написал Лесовичок. А кто такой Лесовичок?
Ответы детей
Читаем: «В лесу беда случилась,
Вокруг всё изменилось:
Птицы не поют,
Цветы не цветут,
Ветер не шумит,
Речка не журчит….
В: Ребята, давайте поможем Лесовичку спасти лес!
Д: Давайте!
В: Нам нужно срочно отправляться в лес!
На чем мы поедем?
Д: На машине
В: Проверим бензин, накачаем колёса: шшшш, проверим сигнал: бип-бип, возьмём в руки руль, поехали! (Изображаем)
2. Основная часть ”Путешествие в лес”
В: Вот мы и приехали к лесу, оставим свои машины на дороге и пойдём пешком по тропинке.
Ой, сколько здесь мусора (на ковре разбросаны клочки бумаги и пластмассовые крышки). Ребята, кто это мог сделать, навести в лесу такой беспорядок?
Д: Люди
В: Они правильно себя ведут?
Д: Нет
Давайте наведём порядок на полянке, будем собирать бумагу в одну корзинку, а крышки - в другую.
Собираем
В: Молодцы, как чисто стало на полянке, давайте присядем в кружок.
В: Ребята, а зачем мы собирали мусор в разные корзинки, мы с вами уже об этом говорили (бумагу повезут на один завод, а крышки на другой, чтобы их переработать).
В: Посмотрите, какая красота теперь на полянке и воздух стал чище.
(Прилетает воробей): Спасибо вам ребята, что спасли наш лес, все птицы в нашем лесу плачут, потому что из-за грязного воздуха, они забыли свои имена, поможем им вспомнить? Показываю изображения птиц, дети называют.
В: Посмотрите, ребята, а тут порванная фотография какой-то птицы, давайте ее соберём. Собираем
В: Ребята, эта птица называется клёст.
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Попробуй сделать пальчиками крест. Похоже на клюв клеста? Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!
Клест выводит птенцов лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо, из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли.
Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная?
Д: Каша
А клестятам тоже нужна каша, но другая — птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек!
Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.
Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками.
Пёрышки у них яркие. А еще клесты могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Висят на ветке вниз головой и семена едят!
В: Полетим как птички на свои стульчики
В: А что ещё растёт в лесу?
Д: Деревья
В: Ребята, а почему деревья без листиков?
Ответы детей
В: Но есть деревья, на которых остались листья- это ели и сосны, ведь иголки-это свернувшиеся в трубочку листья (показываю как лист свернулся и превратился в трубочку).
В: А какие деревья ещё растут в лесу (показываю изображения, дети называют: ель, сосна, рябина, береза).
Давайте познакомимся с новым деревом: это клён, у него красивые резные листочки. Клён – высокое стройное дерево, очень высокое дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой, тонкой, серой корой.
Семена клена в народе называют «вертолетиками», они разносятся с помощью ветра на дальние расстояния.
В: Давайте прогуляемся между деревьями, встаём около стульев.
Логоритмическая игра: (дети встают около стульчиков)
Мы с тобою в лес идем, (Дети маршируют)
Мы взбираемся на холм (Движения, будто ползём вверх)
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
В: Присаживайтесь, ребята, вот он, зайчик, где он живет?
Д: В лесу
В: Значит, это дикое или домашнее животное?
Д: Дикое
Идёт корова: Му, ничего я не пойму, заблудилась я в лесу, я боюсь встретить лису...
В: Ребята, давайте поможем корове вернуться домой
Д: Давайте!
В: Корова -это какое животное?
Д: Домашнее
В: Давайте встанем вокруг стола, вот, корова твой сарай- здесь мы будем складывать карточки с домашними животными, а вот лес- здесь живет наш зайчик, на эту картинку мы сложим диких животных, приступаем.
В: Присаживайтесь обратно на стульчики
Появляется Лесовичок.
Л: Спасибо вам ребята, что спасли лес от беды! В лесу есть свои правила и законы. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди и дети в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и « Нет».
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2.Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3.Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
4.Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
Л: За то, что вы такие молодцы, я сейчас верну вас в детский сад при помощи волшебства:
Лесовичок: Раз, два- повернись, в детский садик ты вернись!
Заключительная часть В: Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы сегодня с вами побывали? Вам понравилось в лесу? Чем мы помогли лесным обитателям. Молодцы, мне тоже понравилось с вами гулять по лесу. Лес-большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Мы должны беречь и любить большой и могучий лес. Звери, птицы, насекомые и растения - все вам благодарны, за то, что вы любите природу. Когда вы приходите в лес, что вы никогда не будете делать?
Д: нельзя мусорить, обижать животных и птиц, рвать цветы и траву, ломать ветки, уносить домой ежей и птенцов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий