понедельник, 13 июня 2022 г.

"Водная неделя"

 



Картотека игр – экспериментов с водой

для первой младшей группы

1. «Теплая – холодная» Игры с водой 1мл.
Цель
: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитание аккуратности при работе с водой.
Ход игры: Путешествие с теленком Вопросиком
Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы: Где? Когда? Зачем? Почему? Его так и прозвали — теленок Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка. Это была его первая весна и первый ручеек, который он увидел.
- Мама, это что?
- Ручеек.
- Почему?
- Весна пришла. Весной текут ручьи, потому что тает снег.
- Почему тает снег?
- Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи, там, где лежал снег.
- А ручей — он холодный или теплый?
- Сейчас — теплый, а потом будет холодный.
- Когда потом?
- Вечером.
- Почему?
- Днем греет солнце, и вода становится теплая. А вечером солнце уходит и вода остывает.
- Мама, я хочу потрогать. Можно?
Перед ребенком двухсекционный стол-ванна: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок и взрослый опускают кисти рук попеременно: то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Инструкция: «Посмотри, что в ванночках. Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Скорей вытаскивай ручки, а то они замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или в холодной воде? Покажи, где теплая вода, а где холодная».

2. «Собери большие и маленькие камешки» Игры с водой 1мл.
Цель
: развитие внимания, координации движений; закрепление знаний детей о величине; воспитание аккуратности при работе с водой.
Ход игры: Теленок Вопросик сидел на берегу ручья и вдруг сказал:
- Мама, мне скучно, я хочу играть. А игрушек у меня нет.
- Посмотри вокруг, сколько игрушек тебя окружает.
- Где?
- Вот камешки, например, есть большие и маленькие. Мы будем складывать их в коробочки. Большие камешки — в большую коробку, а маленькие — в маленькую. Смотри, не запутайся.
- Хорошо. Я думаю, это несложное задание.
Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.
Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).

3. «Разноцветные кораблики» Игры с водой 1мл.
Цель:
 развитие внимания, координации движений; закрепление знаний детей о цвете; воспитание аккуратности при работе с водой. 
Ход игры: Вопросик пришел домой и сказал маме:
- На улице у всех мальчишек есть кораблики. Я тоже хочу.
- Хорошо, давай сделаем несколько корабликов. Я помогу тебе.
Теленок Вопросик со своей мамой сделали кораблики с синими
и красными парусами.
- Спасибо, мама, теперь у меня есть много корабликов, и я с ними могу играть.
Он опустил кораблики в ручей, долго за ними бежал и смотрел, какой же кораблик приплывет первым — с синими или красными парусами. 
Ребенку предлагается опускать в стол-ванну с водой разноцветные кораблики

В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными. 

4. «Ловим рыбу сачком и удочкой» Игры с водой 1мл.
Цель:
 продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Ход игры: Как-то раз Вопросик гулял около озера и встретил своего друга — кота Пушистика.
- Привет, Пушистик. Что это ты делаешь?
- Я ловлю рыбу.
- А зачем она тебе нужна?
- Мы, коты, очень любим рыбу кушать.
- Можно я тебе помогу? Дай мне эту палку.
- Это не палка. Это удочка. Сразу удочкой ловить сложно.
Возьми для начала сачок.
В воде, налитой в емкость стола-ванны, плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом, а позже с использованием удочки с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб. Взрослый говорит ребенку:
- Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как много их плавает здесь. Какие они красивые! А чем же мы будем ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. Посмотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробовать поймать рыбку?
Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями взрослого и похвалой в адрес ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»

5. «Бросаем камешки в воду» Игры с водой 1мл.
Цель
: учить детей координировать движения обеих рук; развитие тонкой моторики рук; захват щепотью.
Ход игры: Однажды, гуляя у ручья, Вопросик встретил своего грустного друга — ослика Иа.
- Ослик, почему ты такой грустный?
- У меня сегодня день рождения, а в гости ко мне никто не пришел, никто со мной не поиграл.
- Не расстраивайся, Иа, я к тебе пришел. Я тебя поздравляю! Давай поиграем.
- А во что мы будем играть, если у меня нет игрушек?
- Моя мама говорит, что игрушки можно найти везде, вот, например, камешки.
- А как с ними можно играть?
- Их можно бросать в воду. Вот так. Делай как я.
Ребенок вместе со взрослым стоит около стола-ванны, наполненной водой. Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. Все действия сопровождаются эмоциональными высказываниями взрослого, он также поддерживает эмоциональные высказывания ребенка.

6. «Плавает или тонет» Игры с водой 1мл.
Цель
: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.); формирование умения играть с водой, с разными игрушками, закрепление понятий «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширение словарного запаса. 
Ход игры: Вопросик спросил:
- Мама, смотри: утенок плавает, а цыпленок — нет.
- Один умеет плавать, а другой не умеет.
- А я? Я умею?
- Попробуй вот здесь, около берега.
- Нет, я боюсь. Наверное, я не умею плавать. Мама, а камешки умеют плавать? А орехи? Я хочу знать.
- Давай попробуем. Опускай в воду камешки, орехи, шишки, все, что тебе хочется, и смотри.
Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Ребенок поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки).

7. «Дождик» Игры с водой 1мл.
Цель
: Закрепление знаний детей о свойствах воды: капает, льётся; развитие наблюдательности, любознательности; вызвать у детей положительные эмоции. 
Ход игры: Послушайте, о чем спросил маму теленок Вопросик:
- Мама, там, на лугу, моя любимая ромашка. Она наклонила голову и закрыла глазки. Ромашка очень хочет пить, а дождика все нет. Ты говорила, что вода волшебная, почему она тогда не идет к ромашке?
- А ты помоги ей, дорогой.
- Как это сделать?
- Возьми лейку и полей.
- Ура! Как я не догадался сам?
Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему.

8. «Игра с корабликами» Игры с водой 1мл.
Цель
: закрепление знаний детей о величине; развитие мелкой моторики рук; стимулировать внимание детей; учить детей координировать движения обеих рук. 
Ход игры: Вопросик встретил Ослика и сказал:
- Ослик, пойдем к ручью.
- Зачем?
- Будем играть.
- Во что?
- У меня есть два кораблика. Я дам тебе розовый кораблик, а этот — голубой возьму себе.
- И что?
- Я на своем кораблике буду переправлять тебе желуди, а ты на своем кораблике будешь переправлять мне ракушки.
- Зачем?
- Тогда у тебя будет много желудей, а у меня — ракушек. Здорово?
- Не знаю. Давай попробуем.
К игре желательно привлечь двоих детей. Им дают кораблики, разные по величине и назначению, и предлагают поиграть с ними в ванне: пускать кораблики, перевозить различные грузы, людей (игрушки) и т. д.

9. «Следы на полу» Игры с водой 1мл.
Цель
: развитие представлений о свойствах воды; познавательной активности (путем освоения экспериментирования).
Ход игры: Вопросик гулял по мокрому лугу. Пришел домой, но не успел сделать и нескольких шагов, как в испуге закричал:
- Ой, мама, мои ноги остались на попу.
- Что случилось? - Ноги остались на полу.
- Где? 
Мама, испуганная, подбежала к Вопросику.
- Как ты меня напугал. Это не ноги твои остались на полу, а следы от твоих ног.
- Почему?
- Ноги у тебя мокрые? - Да.
- Вот мокрый след и остался. Вода от твоих копыт намочила пол, и он в этих местах тоже стал мокрый.
- А когда ноги сухие, то следов нет? - Нет.
- Я знаю, почему это происходит. - Почему? - Да просто вода — волшебная.
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.

10. «Уточки на волнах» Игры с водой 1мл.
Цель
: развитие дыхания: глубокий вдох и продолжительный выдох в определенном направлении
Ход игры: Вопросик, Утенок и их друзья долго и дружно играли с игрушками. А потом Утенок сказал:
- А у меня есть волшебный мешочек.
- А что там у тебя?
- Много таких же уточек, как и я.
- Неправда, ты большой, а много таких больших уточек в мешочке не поместятся.
- А он — волшебный!
- Дай, я посмотрю.
- Нет, ты можешь только потрогать и отгадать, Вопросик.
Вопросик осторожно просунул копытце в волшебный мешочек и сразу же сказал:
- Это — утенок. Честно.
И достал утенка. Все друзья сделали так же. И у всех оказалось по утенку.
- Давайте, опустим их в воду все вместе. Раз, два, три!
Взрослый предлагает детям самостоятельно запустить игрушек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой, осуществляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Праздники и события : " Международный день музеев"

  Еж егодно  18 мая  музейные работники разных стран отмечают свой профессиональный праздник —  Международный день музеев  (International Mu...